Предложенный реформой механизм обращения с ТКО призван полностью заменить собой существующий порядок обращения с ТБО – это действительно реформа, а не косметические изменения. «Порядок обращения с ТБО» не может плавно трансформироваться в «порядок обращения с ТКО» в силу того, что реформа затрагивает всех участников отрасли обращения с отходами.
Органы власти всех уровней получают новые полномочия и обязанности, самыми значимыми из которых являются:
Предприятиям, занятым на всех этапах цикла от образования до переработки и захоронения отходов, производителям товарной продукции, организациям, управляющим жилищным фондом (ТСЖ, ЖСК, управляющим компаниям):
Собственникам жилищного фонда как индивидуального, так и многоквартирного:
Производителям товарной продукции:
Инвесторам:
Самыми ожидаемыми решениями в отрасли обращения с отходами до начала 2016 года были решения, устанавливающие правила переходного периода, особенно касающиеся правил лицензирования и реализации полномочий органами власти субъектов РФ.
Эти решения подготовлены, но законопроект № 392898-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в том числе вносит изменения и в Федеральный закон № 89-ФЗ, и в Федеральный закон № 458-ФЗ, не прошел процедуры принятия в третьем чтении, хотя 25 декабря 2015 года был одобрен Советом Федерации. С текстом законопроекта №392898-6 к третьему чтению можно знакомится на сайте Государственной Думы и в библиотеке ProWaste.
По коллизии для обязанности получить лицензию и срокам принятия изменений в федеральное законодательство еще предстоит получать разъяснения, в том числе будет важна позиция лицензирующих и правоохранительных органов (прокуратура уже поставила на контроль требования законодательства и их исполнение в реформе сферы обращения с отходами).
Принятие законопроекта №392898-6 также будет очень ожидаемым для реализации полномочий по утверждению территориальной схемы обращения с отходами органами власти субъектов РФ.
Следует отметить, что нормы федерального законодательства по существу не являются нормами прямого действия. Количество нормативных правовых актов федерального уровня в виде постановлений Правительства РФ или ведомственных нормативных правовых актов, находящихся в стадии разработки или согласования, – около двадцати.