Промышленныеотходы.рф


Портал про отходы, вторичное сырьё, доска объявлений, каталог фирм
/ Все статьи / Судебные решения / ДЕЛО № А12-20130/2013

ДЕЛО № А12-20130/2013

Арбитражный суд Волгоградской области (АС Волгоградской области) 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 


РЕШЕНИЕ
Дело № А12-20130/2013 

«28» января 2015г. 
г. Волгоград 
 

Резолютивная часть решения суда оглашена 21 января 2015г. 

Арбитражный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Середа Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Насоновой О.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Волжский Оргсинтез» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области, с участием ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО в лице Филиала ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО – ЦЛАТИ по Волгоградской области

о признании недействительными предписаний

при участии в заседании:

от заявителя – Дидык М.П., дов. № 69 от 07.07.2014г.; Тужлова А.С., дов. № 68 от 07.07.2014г.; Волков А.В., дов. № 9 от 20.01.2015г. 

от ответчика – Панина И.А., дов. № 1 от 12.01.2015г.; Голованова О.Ю., дов. № 2 от 12.01.2015г.; Кислов Д.В., дов.№ 9 от 13.01.2015г.; Половинкин С.П., дов. № 10 от 13.01.2015г. 

от ЦЛАТИ – Аверина Э.А., дов. № 1644 от 25.12.2014г.


установил:


ОАО «Волжский Оргсинтез» (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области о признании недействительными предписаний от 25.07.2013г. № 11/78-Э/1, № 11/78-Э/2, № 11/78-Э/3, № 11/78-Э/4, № 11/78-Э/5, №11/78-Э/6, № 7/78-Э/1, № 7/78-Э/2, № 7/78-Э/3.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемые предписания не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Водного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 (ред. от 22.12.2010) "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", Приказа Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Предписания нарушают права Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него не предусмотренные действующим законодательством обязанности и фактически не исполнимы.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился, просит в их удовлетворении отказать, указав, что предписания вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО в лице Филиала ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО – ЦЛАТИ по Волгоградской области, которое поддержало позицию ответчика.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в связи с обращением депутата Государственной Думы РФ Савченко О.В. на основании распоряжения № 78 от 20.06.2013г. Управлением Росприроднадзора в период с 24 июня по 19 июля 2013г. проведена внеплановая выездная проверки Общества на предмет предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Результаты проверки отражены в акте № 78-Э от 18.07.2013г (т.8 л.д.83, 91).

По результатам проверки в отношении Общества 11.09.2013г. составлен протокол №11/19-13-Э об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2. КоАП РФ. Также Обществу 25.07.2013г. внесено девять следующих предписаний:

1) № 11/78-Э/1, согласно которому Обществу предписано в срок до 23.08.2013г. организовать учет в области обращения с отходами в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721. Основание выдачи предписания - ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункты 6, 7, 8, 10 Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721 (т.8 л.д.76).

2) № 11/78-Э/2, согласно которому Обществу предписано в срок до 28.10.2013г. провести мероприятия по паспортизации отходов химического происхождения (код по ФККО – 5000000000000). Основания выдачи предписания – ч.2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (т.8 л.д.60).

3) № 11/78-Э/3, согласно которому Обществу предписано в срок до 28.10.2013г. обеспечить наличие на ОАО «Волжский Оргсинтез» утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом всех обнаруженных на предприятии в ходе проверки ранее не учтенных в ПНООЛР отходов химического происхождения I-V классов опасности. Основания выдачи предписания – ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010г. № 50 (т.8 л.д.62).

4) № 11/78-Э/4, согласно которому Обществу предписано в срок до 23.08.2013г. обеспечить ведение в полном объеме мониторинга состояния окружающей вреды и загрязнения ее компонентов (недра, почва, подземные воды, атмосферный воздух) на полигоне закачки жидких отходов, в том числе на объекте размещения отходов (поз. 109, 135). Основания выдачи предписания – ст. 11, ч.3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 59 Водного кодекса РФ (т.8 л.д.64).

5) № 11/78-Э/5, согласно которому Обществу в срок до 28.10.2013г. предписано не допускать размещение и обезвреживание отходов химического происхождения в объектах размещения отходов (поз. 109, 135) без соответствующей лицензии, для чего обеспечить наличие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов химического происхождения (код по ФККО 5000000000000). Основания для выдачи предписания – ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (т.8 л.д.66).

6) № 11/78-Э/6, согласно которому Обществу в срок до 23.08.2013г. предписано для оценки производственного контроля за исполнением требований природоохранного законодательства РФ в полном объеме разработать и предоставить в Управление мероприятия по устранению выявленных в ходе проверки по распоряжению № 78 от 20.06.2013г. нарушений природоохранного законодательства РФ с учетом сроков устранения нарушений в соответствии с предписаниями №№ 11/78-Э/1 – 11/78-Э/6 от 25.07.2013г., №№ 7/78-Э/1 - 7/78-Э/3 от 25.07.2013г. Основания выдачи предписания – ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 34, ч.2 ст. 39, ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (т.8 л.д.72).

7) № 7/78-Э/1, согласно которому Обществу в срок до 01.02.2014г. предписано обеспечить представление полной и достоверной экологической информации о состоянии окружающей среды в соответствии с установленными формами отчетности в области обращения с отходами. Основания выдачи предписания – ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Росстата от 28.01.2011г. № 17 (т.8 л.д.68).

8) №7/78-Э/2, согласно которому Обществу в срок до 28.10.2013г. предписано привести в соответствии с требованиями природоохранного законодательства РФ производственный экологический и земельный контроль на территории выведенного из эксплуатации полигона захоронения промышленных отходов, для чего обеспечить мероприятия по недопущению превышений концентрации загрязняющих веществ на данной территории; осуществить в полном объеме работы по восстановлению нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации. Основания выдачи предписания – ч. 3, 4 ст. 39, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 10, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 42 Земельного кодекса РФ (т.8 л.д.70).

9) № 7/78-Э/3, согласно которому Обществу в срок до 20.10.2013г. предписано осуществить плату за размещение отходов химического происхождения (жидкие отходы код ФККО – 5000000000000) с учетом принадлежности данных отходов к I классу опасности. Основания выдачи предписания – ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», Постановление Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 (т.8 л.д.74). 

Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия незаконным необходимо наличие обоих условий – не соответствие закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.

При этом согласно п.5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). 

Арбитражный суд находит обоснованным довод заявителя о несоответствии оспариваемых предписаний требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Одним из элементов законности предписания является его исполнимость. В связи с чем, предписание должно содержать только законные требования, которые в свою очередь должны быть реально исполнимы в установленный контролирующим органом срок. При этом предписание должно содержать подробное описание выявленных нарушений и мероприятий по их устранению.

Вместе с тем, предписания от 25.07.2013г. №№ 11/78-Э-1, 11/78-Э/3, 11/78-Э/4, 7/78-Э/1, 7/78-Э/2, не соответствуют данным требованиям, поскольку они не содержат полного перечня мероприятий, подлежащий выполнению Обществом для устранения выявленных нарушений.

Предписания №№ 11/78-Э/2, 11/78-Э/3, 11/78-Э/5 не соответствуют предъявляемым к предписаниям требованиям, поскольку в установленный для их исполнения срок (с 25.07.2013г. до 28.10.2013г.) невозможно выполнить комплекс мероприятий для осуществления паспортизации отходов, утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получения соответствующей лицензии, т.к. выполнение указанных требований зависит не только от самого Общества, но и от контролирующих органов, действующих в соответствии с административными регламентами.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о неисполнимости оспариваемых предписаний. Следовательно, такие предписания нельзя признать законными и обоснованными.

Также при вынесении решения судом учитываются следующие обстоятельства.

1. Предписание № 11/78-Э/1, согласно которому Обществу предписано в срок до 23.08.2013г. организовать учет в области обращения с отходами в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721. Основание выдачи предписания - ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункты 6, 7, 8, 10 Приказа Минприроды России от 01.09.2011г. № 721 (т.8 л.д.76).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Такой порядок утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (далее Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку). Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

Как установлено пунктом 7 Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Данные учета в области обращения с отходами в соответствии с пунктом 8 Порядка должны содержать:

а) титульный лист, оформляемый в свободной форме;

б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

В соответствии с пунктом 10 Порядка таблицы данных учета заполняются по юридическому лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), индивидуальному предпринимателю.

Как уже указывалось, предписание не содержит конкретного перечня мероприятий, подлежащих исполнению Обществом для надлежащей организации учета в области обращения с отходами, не содержит и конкретной информации о нарушении Обществом требований перечисленных пунктов Порядка.

Также необходимо учесть, что вопрос надлежащего осуществления Обществом учета в области обращения с отходами уже был предметом судебного разбирательства. Так при рассмотрении дела о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ (протокол Управления Росприроднадзора от 11.09.2013г. № 11/19-13-Э) Ворошиловский районный суд в постановлении от 19.12.2013г. по делу № 5-2/2014 пришел к выводу, что не нашел своего подтверждения содержащийся в протоколе довод о том, что Обществом не осуществляется учет отхода химического происхождения (жидкие отходы) в соответствии с Приказом Минприроды от 01.09.2011г. № 721 (лист 15 постановления). Решением Волгоградского областного суда от 19.02.2014г. постановление районного суда оставлено без изменений (т.25 л.д.21, 30).

Указанные судебные акты имеют для настоящего спора преюдициальное значение. 

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. 


2. Предписание № 11/78-Э/2, согласно которому Обществу предписано в срок до 28.10.2013г. провести мероприятия по паспортизации отходов химического происхождения (код по ФККО – 5000000000000). Основания выдачи предписания – ч.2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (т.8 л.д.60).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" (действовал на момент возникновения спорных правоотношений) утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов (далее Порядок).

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.

Согласно пункту 2.4 Порядка деятельность по паспортизации опасных отходов включает:

- подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

- рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

- оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее - свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу (приложение N 1 к настоящему порядку);

- согласование паспортов опасных отходов.

Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, согласно пункту 2.7. Порядка является указанное в пункте 2.4 свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка территориальный орган Ростехнадзора в 30-дневный срок с момента регистрации материалов заявителя обеспечивает в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка рассмотрение материалов заявителя, указанных в пункте 3.1.1, и выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласованных паспортов опасных отходов либо направление заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указанием причин отказа.

Согласно пункту 3.6. Порядка по материалам заявителя, указанным в пункте 3.1.2 настоящего Порядка, территориальный орган после проверки их комплектности и достоверности обеспечивает в 15-дневный срок со дня их регистрации представление 2-го комплекта материалов (на бумажном носителе и в электронном виде) в Ростехнадзор для организации проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды.

Ростехнадзор в соответствии с пунктом 3.7. Порядка организует рассмотрение материалов, представленных территориальными органами, и направляет их для проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды и их идентификации в ФГУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия".

Пунктом 3.8. Порядка установлено, что по результатам проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды, проведенной ФГУ "ФЦАО", Ростехнадзор направляет в территориальный орган не позднее чем в 45-дневный срок с момента получения указанных материалов информацию о результатах проведения проверки обоснованности установления класса опасности для окружающей природной среды (о подтверждении или неподтверждении классов опасности отходов для окружающей природной среды, отходов, не зарегистрированных в ФККО), идентификации отходов для выдачи территориальным органом Ростехнадзора свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды либо об отказе в подтверждении класса опасности отхода для окружающей природной среды.

Согласно пункту 3.9. Порядка территориальный орган в 10-дневный срок с момента получения информации от Ростехнадзора уведомляет заявителя и обеспечивает выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласование паспортов опасных отходов либо направляет заявителю уведомление об отказе в выдаче свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода с указанием причин отказа.

Приведенные нормы подтверждают вывод суда о том, что с учетом всей процедуры паспортизации отходов невозможно исполнить предписание в установленные ответчиком сроки.

Также необходимо учесть, что у Общества имеется утвержденный 13.10.2011г. Управлением Росприроднадзора паспорт опасного отхода (код по ФККО – 5000000000000) и выданное тем же органом свидетельство о классе опасности отхода на окружающую среду. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования 17.08.2011г. подтвержден класс опасности указанного отхода как III класс опасности (т.7 л.д. 135, 136, 138-140).

Согласно же пункту 2.9. Порядка срок действия паспорта опасного отхода: 

- для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 786, не устанавливается;

- для отходов, не включенных в ФККО, - ограничивается на период регистрации данного отхода в ФККО.

В соответствии с пунктом 2.10. Порядка заявители подтверждают неизменность технологических процессов и используемого сырья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461 "О Правилах разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

Лишь в случае изменения технологического процесса и состава используемого сырья заявитель в соответствии с пунктом 2.11. Порядка осуществляет подготовку материалов для паспортизации опасных отходов в соответствии с пунктом 2.4 настоящего порядка.

Вместе с тем, ни материалы проверки, ни акт проверки не содержат сведений об изменении заявителем технологического процесса и состава используемого сырья. В свою очередь заявителем представлен технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, утвержденный 22.02.2013г. (т.7 л.д.11). Следовательно, ответчиком не доказана необходимость осуществления Обществом мероприятий по паспортизации отходов химического происхождения (код ФККО – 5000000000000).

Кроме того, вопрос паспортизации указанного отхода также уже был предметом судебного разбирательства. Так при рассмотрении дела о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ (протокол Управления Росприроднадзора от 11.09.2013г. № 11/19-13-Э) Ворошиловский районный суд в постановлении от 19.12.2013г. по делу № 5-2/2014 пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушений требований ч.2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов». Суд указал, что дополнительной паспортизации не требуется. Решением Волгоградского областного суда от 19.02.2014г. постановление районного суда оставлено без изменений (т.25 л.д.21, 30).

Указанные судебные акты имеют для настоящего спора преюдициальное значение. 

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.


3. Предписание № 11/78-Э/3, согласно которому Обществу предписано в срок до 28.10.2013г. обеспечить наличие на ОАО «Волжский Оргсинтез» утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом всех обнаруженных на предприятии в ходе проверки ранее не учтенных в ПНООЛР отходов химического происхождения I-V классов опасности. Основания выдачи предписания – ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010г. № 50 (т.8 л.д.62).

Статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно статьей 18 того же Федерального закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. 

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с пунктом 2 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Как предусмотрено пунктом 5 Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. 

Обществу предписано обеспечить наличие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с учетом всех обнаруженных на предприятии в ходе проверки ранее не учтенных в ПНООЛР отходов химического происхождения I-V классов опасности. При этом предписание не содержит конкретных сведений об отходах химического происхождения, установленных в ходе проверки, которые не учтены в ПНООЛР и в отношении которых необходимо осуществить действия по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что делает предписание неисполнимым.

В свою очередь Обществом представлены суду утвержденные 24.07.2009г. нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (т.7 л.д.16-45). 

Согласно пункту 6 Порядка лимиты на размещение отходов в недрах для юридических лиц - пользователей недр, имеющих лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов, утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на срок действия такой лицензии, но не более чем на 5 лет.

При этом согласно пункту 11 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Как уже указывалось, в материалах дела имеется технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, утвержденный 22.02.2013г. (т.7 л.д.11).

Кроме того, указанный вопрос также был предметом судебного разбирательства. Так при рассмотрении дела о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ (протокол Управления Росприроднадзора от 11.09.2013г. №11/19-13-Э) Ворошиловский районный суд в постановлении от 19.12.2013г. по делу № 5-2/2014 пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушений требований ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 4 Приказа Минприроды РФ от 25.02.2010г. № 50. 

Суд пришел к выводу, что в ходе проведенной проверки при определении 1 класса опасности жидких отходов была нарушена форма протокола биотестирования, в связи с чем, проверить ход экспертизы невозможно.

Также суд пришел к выводу, что указанные действия могут образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 КоАП РФ. 

Решением Волгоградского областного суда от 19.02.2014г. постановление районного суда оставлено без изменений (т.25 л.д.21, 30). 

Вопрос привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ за указанное выше нарушение также был предметом судебного разбирательства. Постановлением Волжского городского суда от 05.09.2013г. по делу №5-3506/2013 Общество привлечено к административной ответственности по указанной статье в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей. Однако решением Волгоградского областного суда от 02.10.2013г. указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения (т.14, л.д.25, 29).

Указанные судебные акты имеют для настоящего спора преюдициальное значение. 

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.


4. Предписание № 11/78-Э/4, согласно которому Обществу предписано в срок до 23.08.2013г. обеспечить ведение в полном объеме мониторинга состояния окружающей вреды и загрязнения ее компонентов (недра, почва, подземные воды, атмосферный воздух) на полигоне закачки жидких отходов, в том числе на объекте размещения отходов (поз. 109, 135). Основания выдачи предписания – ст. 11, ч.3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 59 Водного кодекса РФ (т.8 л.д.64).

Согласно статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Частью 3 статьи 12 указанного Закона установлено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов

Комментарии к публикации
Комментариев к публикации нет...
Добавить комментарий
Пример HTML-страницы